| 1. | Наименование проекта | Исследование влияния ледовых условий на возможность всплытия подводных судов в ледяном покрове |
|---|---|---|
| 2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | АААА-А18-118042490014-4 |
| 3. | Исполнитель | Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема |
| 4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - образование |
| 5. | Заказчик | РНФ |
| 6. | Вид финансирования | грант |
| 7. | Вид НИОКТР | Фундаментальная НИР |
| 8. | Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Рациональное природопользование |
| 9. | Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
| 10. | Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
| 11. | Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
| 12. | Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 | |
| 13. | Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
| 14. | Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
| 15. | Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
| 16. | Общее тематическое направление | |
| 17. | Приоритетное арктическое направление (основное) | |
| 18. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
| 19. | Аннотация | Актуальность работы связана с поиском новых методов обеспечения безопасности подледного плавания подводных судов, в первую очередь, зависящей от быстроты и безопасности всплытия субмарин в различных ледовых условиях. Известно, что более чем в 60% районов подледного пространства Арктики безопасные условия для всплытия традиционным методом, то есть путем статического нагружения льда снизу, отсутствуют. Посредством возбуждения изгибно-гравитационных волн в ледяном покрове субмариной можно добиться частичного или полного разрушения льда, что позволит подводным судам всплывать в более толстом льду, чем при традиционном способе разрушения ледяного покрова. Работа посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию влияния различных ледовых условий (глубины акватории и переменности наклона дна), наличия во льду неоднородностей (свободной кромки, торосов, снежного покрова, внутренних сил сжатия и растяжения) и режимов движения подводных судов различных проектов (пр. 971, пр. 667БДРМ, пр. 949А) на эффективность разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами. Проводится анализ влияния рассматриваемых факторов на напряженно-деформированное состояние льда и ледоразрушающую способность изгибно-гравитационных волн, генерируемых от движения субмарин вблизи нижней поверхности льда. Анализируется целесообразность использования предложенного метода субмаринами различных проектов, находящихся в эксплуатации, по сравнению с традиционным методом всплытия. Для проведения экспериментальных исследований планируется использовать ледовый опытовый бассейн. Все экспериментальные исследования будут выполнены впервые. На основе имеющихся у коллектива заделов будут разработаны аналитические и численные модели для определения напряженно-деформированного состояния льда с заданными физико-механическими свойствами с учетом его неоднородностей при движении субмарин в различной ледовой обстановке. |
| 20. | Начало проекта | 20.02.2018 |
| 21. | Завершение проекта | 31.12.2018 |