Информация о проекте

1. Наименование проекта Исследование влияния ледовых условий на возможность всплытия подводных судов в ледяном покрове
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А18-118042490014-4
3. Исполнитель Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Рациональное природопользование
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление
17. Приоритетное арктическое направление (основное)
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
19. Аннотация Актуальность работы связана с поиском новых методов обеспечения безопасности подледного плавания подводных судов, в первую очередь, зависящей от быстроты и безопасности всплытия субмарин в различных ледовых условиях. Известно, что более чем в 60% районов подледного пространства Арктики безопасные условия для всплытия традиционным методом, то есть путем статического нагружения льда снизу, отсутствуют. Посредством возбуждения изгибно-гравитационных волн в ледяном покрове субмариной можно добиться частичного или полного разрушения льда, что позволит подводным судам всплывать в более толстом льду, чем при традиционном способе разрушения ледяного покрова. Работа посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию влияния различных ледовых условий (глубины акватории и переменности наклона дна), наличия во льду неоднородностей (свободной кромки, торосов, снежного покрова, внутренних сил сжатия и растяжения) и режимов движения подводных судов различных проектов (пр. 971, пр. 667БДРМ, пр. 949А) на эффективность разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами. Проводится анализ влияния рассматриваемых факторов на напряженно-деформированное состояние льда и ледоразрушающую способность изгибно-гравитационных волн, генерируемых от движения субмарин вблизи нижней поверхности льда. Анализируется целесообразность использования предложенного метода субмаринами различных проектов, находящихся в эксплуатации, по сравнению с традиционным методом всплытия. Для проведения экспериментальных исследований планируется использовать ледовый опытовый бассейн. Все экспериментальные исследования будут выполнены впервые. На основе имеющихся у коллектива заделов будут разработаны аналитические и численные модели для определения напряженно-деформированного состояния льда с заданными физико-механическими свойствами с учетом его неоднородностей при движении субмарин в различной ледовой обстановке.
20. Начало проекта 20.02.2018
21. Завершение проекта 31.12.2018