1. | Наименование проекта | Создание морозостойкого конструкционного клея холодного отверждения для склеивания и ремонта изделий, работающих в экстремальных условиях эксплуатации |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | АААА-А17-117110920029-1 |
3. | Исполнитель | Пермский ФИЦ УрО РАН |
4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - наука |
5. | Заказчик | Минобрнауки России |
6. | Вид финансирования | ФЦП |
7. | Вид НИОКТР | Прикладная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Транспортные и космические системы |
9. | Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов |
11. | Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 | |
13. | Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
14. | Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
15. | Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
16. | Общее тематическое направление | |
17. | Приоритетное арктическое направление (основное) | |
18. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
19. | Аннотация | Экономическими драйверами развития техники и технологий Арктического региона являются, не только природно-ресурсный потенциал и военно-стратегическое расположение, но и возможность использования данного региона в качестве логистического центра, в том числе использования Северного морского пути. Климат Арктического побережья характеризуется значительными знакопеременными температурами, включая экстремально отрицательные, и высокой влажностью, усиленной наличием ионов хлора в воздухе, что существенно повышает коррозионную агрессивность. В этой связи актуальной становится задача разработки конструкционных клеевых композиций с акцентом на морозостойкость, устойчивость к циклическим нагрузкам и водостойкость, способных набирать приемлемую для работоспособности прочность клеевого шва на уровне не менее 8 МПа после нескольких часов отверждения. Для решения проблемы получения конструкционного клея холодного отверждения, имеющего деформативность не менее 5% в интервале температур от минус 60 до плюс 120 °С, и повышения уровня прочностных свойств материала, будут разработаны клеевые системы, представляющие собой смеси олигомеров на основе эпоксидных смол разной функциональности и эпоксиуретановых олигомеров. Повышение физико-механических характеристик таких композитов будет достигнута за счет регулируемого фазового разделения, и использования в качестве эластифицирующих добавок нереакционноспособных уретановых олигомеров, синергично повышающих адгезионно-прочностные и термические свойства отвержденных клеевых материалов. В рамках реализации проекта будут установлены фундаментальные связи между структурной организацией, природой использованных при синтезе веществ, различными механизмами упрочнения и предельными физико-механическими свойствами морозостойкого конструкционного клея холодного отверждения на основе эпоксисодержащих олигомеров. Полученные результаты проекта позволят на базе индустриального партера создать линию производства эпоксиуретановых клеев для склейки и ремонта изделий, используемых при экстремально низких температурах. |
20. | Начало проекта | 26.09.2017 |
21. | Завершение проекта | 26.09.2017 |