| 1. | Наименование проекта | Анализ климатических изменений Арктики и возможности использования Северного морского пути на долгосрочную перспективу |
|---|---|---|
| 2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | 115021270099 |
| 3. | Исполнитель | Институт водных проблем РАН |
| 4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - наука |
| 5. | Заказчик | РФФИ |
| 6. | Вид финансирования | грант |
| 7. | Вид НИОКТР | Фундаментальная НИР |
| 8. | Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Рациональное природопользование |
| 9. | Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
| 10. | Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения |
| 11. | Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
| 12. | Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 | |
| 13. | Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
| 14. | Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
| 15. | Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
| 16. | Общее тематическое направление | |
| 17. | Приоритетное арктическое направление (основное) | |
| 18. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
| 19. | Аннотация | В последние несколько лет в рамках Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ активизировалась деятельность по законодательному закреплению Северного морского пути (СМП) в качестве национальной транспортной магистрали России и его использованию круглогодично. Очевидно, это связано с выводами отдельных публикаций, свидетельствующими о том, что климатические изменения в Арктике достигли порогового значения, при котором могут происходить необратимые процессы, и следует ожидать в ближайшие годы полного таяния льда в летний сезон. Теоретические исследования выполненные в Институте физики атмосферы РАН по сценарию SRES-A1B показали, что даже к концу ХХI века навигационный период не превысит 3-4 месяцев. Также известно, что климат Арктики претерпевает заметные вариации, которые, в частности, не воспроизводятся при моделировании с использованием моделей общей циркуляции атмосферы и океана (МОЦАО). Заметим, однако, что при предписанных вариациях, например солнечной радиации (солнечной постоянной), удается воспроизвести потепление Арктики 40-х годов с последующим похолоданием до 70-ого года. В связи с этим, можно отметить, что исследования в области климатологии Арктики приобретают новый прикладной смысл, причем основное внимание заслуживают работы направленные на прогнозирование климата северной полярной зоны. Данная работа необходима для уточнения климатических изменений в Арктике и направлена на оценку возможности использования СМП на долгосрочную перспективу |
| 20. | Начало проекта | 12.01.2015 |
| 21. | Завершение проекта | 31.12.2017 |