Информация о проекте

1. Наименование проекта Разработка метода и устройства экспресс-диагностики дисперсного состава нефти для предотвращения аварийного образования асфальтено-смолисто-парафиновых отложений в подводных трубопроводах при добыче углеводородов с Арктического шельфа
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А17-117020610002-2
3. Исполнитель ООО "Фотокор"
4. Ведомственная принадлежность Коммерческое
5. Заказчик Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Индустрия наносистем
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление
17. Приоритетное арктическое направление (основное)
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
19. Аннотация Нефть, добываемая на шельфе, как правило, характеризуется повышенным содержанием тяжелых фракций: асфальтенов, смол и парафинов. Технологический процесс добычи содержит этап транспортировки добытой нефти от ряда скважин к платформе по морскому дну. Протяженность этих трубопроводов составляет многие километры. В процессе транспортировки температура добытой нефти за счет влияния низкой придонной температуры существенно снижается. Это приводит к заметному изменению условий растворимости и коллоидной устойчивости тяжелых фракций нефти и возникновению процессов агрегации асфальтено-смолисто-парафиновых компонентов нефти. С увеличением размеров агрегатов начинаются процессы их седиментации и образования асфальтено-смолисто-парафиновых отложений (АСПО), которые приводят к полному перекрытию соответствующих трубопроводов. Для устранения данной аварийной ситуации требуется замена труб на соответствующем участке трубопровода, что в условиях достаточно больших глубин требует больших затрат средств и времени. Для предотвращения указанных аварийных ситуаций имеется ряд решений, например, введение ингибирующих присадок в транспортируемую нефть, которые стабилизируют размер образующихся агрегатов и останавливают процессы седиментации и образования АСПО. Для оптимизации расхода ингибирующих присадок и повышения экономической эффективности данного процесса требуются фундаментальные исследования по устойчивости тяжелых фракций нефти и разработка объективных средств контроля дисперсного состава транспортируемой нефти. В течение ряда лет в Лаборатории фазовых переходов и критических явлений Института проблем нефти и газа РАН проводятся исследования процессов агрегации тяжелых фракций нефти с использованием методов динамического рассеяния света. ООО "Фотокор" в сотрудничестве с данной лабораторией разрабатывает современные приборы и методы измерения размеров наночастиц в жидкостях. В том числе разработаны приборы для измерения размеров наночастиц в малопрозрачных жидкостях с использованием специальных геометрий рассеяния и инфракрасного диапазона спектра. На базе данных приборов планируется разработка специальных моделей приборов и методов измерения в реальном времени размеров асфальтено-смолисто-парафиновых агрегатов в трубопроводах в условиях добычи углеводородного сырья на шельфе. Тестирование разработанных приборов и методов будет проводиться в институте проблем нефти и газа РАН с дальнейшим внедрением в технологический процесс добычи нефти на шельфе.
20. Начало проекта 22.12.2016
21. Завершение проекта 21.06.2018