Информация о проекте

1. Наименование проекта Развитие научных основ обеспечения работоспособности сварных соединений мостовых конструкций северного и арктического исполнения
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 124112000066-3
3. Исполнитель ФИЦ "Якутский научный центр СО РАН"
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - наука
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Поисковая НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 Переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения
17. Приоритетное арктическое направление (основное) Арктическая инфраструктура
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное) Нет
19. Аннотация В условиях огромных расстояний и экстремального климата Республики Саха (Якутия), строительство дорог и мостов имеют особое значение для развития транспортной инфраструктуры и экономического потенциала Дальневосточных регионов. В особенности строительство мостов через реки Лена и Алдан позволит существенно понизить транспортные издержки, что создаст условия для развития новых конкурентоспособных производств Якутии, а также повысит эффективность действующих. Существенным ограничением является необходимость выполнения сварочных работ при отрицательных температурах. Поэтому развитие научных основ для сварки при более низких температурах позволит существенно увеличить число рабочих дней при строительстве мостов в Якутии, что даст ощутимый экономический и социальный эффект, так как позволит возводить мосты в холодное время года. Обеспечение свариваемости мостовых сварных конструкций, при эксплуатации в суровых климатических температурах является актуальной научно технической задачей. Проект направлен на исследование термического цикла сварки, влияющего на фазовый состав, структуру и механические свойства сварных соединений стали, применяемой при строительстве мостовых конструкций в условиях холодного климата; физического моделирования термических циклов нагрева и охлаждения участка перегрева зоны термического влияния сварного соединения стали 10ХСНД на установке Gleeble 3800; построения термокинетических диаграмм распада аустенита на участке перегрева зоны термического влияния сварного соединения и формирования базы данных о ее свариваемости; разработки математической модели выбора оптимальной погонной энергии сварки в условиях отрицательных температур окружающего воздуха; подтверждение экспериментальными исследованиями выбранных режимов сварки; разработка рекомендаций по сварке наиболее перспективной конструкционной мостовой стали в условиях Севера и Арктики. Реализация результатов проекта пополнит количество прорывных технологических решений, направленных на адаптацию перспективных конструкционных и сварочных материалов, технологических процессов к условиям Севера, что позволит повысить эксплуатационную надежность мостовых сварных металлоконструкций. Повышение качества сварных соединений, выполненных в условиях отрицательных температур, позволит снизить количество аварий техногенного характера, что, безусловно, будет способствовать стабильности транспортного грузооборота в Северных и Арктических регионах России. Научная новизна проекта заключается в получении результатов исследований в области сварки в условиях отрицательных температур окружающего воздуха конструкционной стали 10ХСНД ниже допускаемой текущими строительными нормативами, разработанными для «теплых» регионов и определении оптимальных режимов сварочного процесса, установленных с применением современного научно-исследовательского и технологического оборудования, и перспективных сварочных материалов. Результаты исследований станут основой создания методического подхода по разработке технологических решений по сварке в условиях низких климатических температур с применением передовой исследовательской установки Gleeble 3800. Результаты работы будут востребованы подрядными организациями Якутии при строительстве широкого спектра сварных металлоконструкций, включая мост через Лену и Алдан. По результатам работы планируется разработка стандарта организации СТО ФИЦ ЯНЦ СО РАН с технологическими режимами сварки стали 10ХСНД в условиях Севера.
20. Начало проекта 12.04.2024
21. Завершение проекта 31.12.2025