12. |
Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 |
Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики |
19. |
Аннотация |
Развитие Российской Арктики является одним из приоритетов внутренней политики страны. В то же время сочетание сохраняющихся неблагоприятных социально-экономических тенденций, ограниченная эффективность вводимых регулятивных институтов и возрастающая нестабильность глобальных условий развития сформировали нарратив поиска новой модели развития арктического макрорегиона. Ключевое значение для ее разработки имеет обеспечение качественно нового уровня располагаемой аналитической информации о протекающих хозяйственных процессах. В настоящий момент для этого качественного перехода сформировался ряд предпосылок:
1. В условиях расширения информационного потока, увеличения числа субъектов, генерирующих контент, интенсификации процессов информационного обмена открывается большое количество ранее недоступной для системного рассмотрения информации, рассеянной на микроуровне. Данная информация при должном уровне обработки и консолидации, системном объединении с уже имеющимися источниками информации, составит основу качественного перехода в регулировании организационных отношений и получения объективной обратной связи о состоянии социально-экономической системы.
2. В области экономической теории сформировался базис методологического перехода, который позволит корректнее и точнее оценивать специфику хозяйственных процессов. Эта специфика концептуализируется в понятиях теории неравновесной динамики «рецессионный разрыв» и «инфляционный разрыв», которые определяют различие реакций пространственно локализованных экономических систем на идентичные управленческие воздействия.
3. Активизация внимания государства к институциональному проектированию развития Российской Арктики, сочетающаяся с исключительно сложным периодом развития макрорегиона в контексте глобальных трансформационных процессов, предполагает не только открытость управленческих структур для принятия научно обоснованных разработок в области аналитического обеспечения регулятивных процессов, но и формирует исследовательскую возможность анализа уникального состояния объекта, наиболее явно демонстрирующего комплекс противоречий развития.
В этих условиях ключевой, но до настоящего времени недостающей составляющей качественного перехода в аналитическом обеспечении развития арктического макрорегиона остается нехватка методик и методологического подхода к фиксированию, учёту, отбору и структурированному включению в научный базис принятия решений информации микроуровня о целеполагании экономических агентов, взаимообратной связи между экономическими субъектами, соотнесения их решений с аспектами регулирования хозяйственных процессов (одна из ключевых задач исследования). Фундаментальной научной проблемой является разработка теоретико-методологических и прикладных основ гармонизации неравновесных состояний в региональных экономиках Российской Арктики за счет повышения степени соорганизованности воспроизводственных процессов и целеполагания экономических агентов в рамках многоуровневых структур в условиях цифровой трансформации.
Основными, не имеющими аналогов результатами, имеющими как научную, так и практическую ценность, будут являться разработка и апробация авторской междисциплинарной методологии обновления организационно-управленческого механизма хозяйства Арктики, основанного, в частности, на принципиальном повышении качества обработки и полноты информации микроуровня, её встраивании в существующий информационно-аналитический базис управления территориальным развитием с учетом дифференциации территорий АЗРФ по типу устойчивого неравновесия.
Органам власти будут предоставлены информационно-аналитические основы повышения эффективности управленческих воздействий на региональное развитие, в том числе информация о территориальном профиле ожиданий и факторов, наиболее действенно влияющих на целеполагание агентов на микроуровне.___ |