Информация о проекте

1. Наименование проекта Применение теории и практики Больших данных в арктических исследованиях
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 124071200016-6
3. Исполнитель Геофизический центр РАН
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - наука
5. Заказчик Минобрнауки России
6. Вид финансирования МолЛаб
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Рациональное природопользование
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Транспортные и космические системы
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление Транспортно-логистические системы и инфраструктура
17. Приоритетное арктическое направление (основное) Арктическая инфраструктура
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное) Нет
19. Аннотация Научное исследование направлено на развитие теории и практики геоинформационных Больших данных в арктических исследованиях для решения логистических задач в Арктической зоне Российской Федерации. Социальное и экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) существенно зависит от транспортной доступности региона. В последнее десятилетие важнейшим национальным проектом в АЗРФ стал Северный морской путь (СМП). С ним неразрывно связана логистическая структура на континентальной части АЗРФ, формирующая преобладающую часть грузопотока по СМП. Транспортная инфраструктура представлена здесь всеми ее видами: водным (речным и морским), автомобильным, железнодорожным, авиационным, трубопроводным и др. В западном секторе АЗРФ существенно большее распространение получил на сегодня железнодорожный транспорт, в то время как в восточном – автомобильный. Необходимость создания новых транспортных комплексов связано преимущественно с разработкой полезных ископаемых, которые наряду с «северным завозом» составляют существенную часть грузопотока в АЗРФ. Необходимо отметить, что АЗРФ является сложной и недостаточно изученной территорией, развитие транспортных систем в которой должно быть подкреплено научными исследованиями, базирующимися на комплексном системном анализе большого объема данных. Отметим, что в северных широтах существенно сильнее, чем в целом по планете, проявляются климатические изменения и влияние космической погоды на надежность транспортных систем. Здесь также хуже изучена сейсмичность и другие эндогенные опасности. Сегодня изучением Арктики занимается большое количество научных коллективов, которые, используя современные подходы и оборудование, собирают огромные объемы новых данных о регионе. При этом сбор, хранение, обработка, анализ и интерпретация данных ведутся на базе классических подходов научного анализа без привлечения технологии Больших данных (Big Data), созданных в XXI веке. Это значительно ограничивает получение принципиально новых знаний. Исследования в создаваемой молодежной лаборатории геоинформатики Больших данных Арктики будут направлены на развитие теории и практики Больших данных в приложении к широкому спектру информации арктического региона. В то же время зарекомендовавшие себя методы обработки и анализа данных о природной среде (климатические, геомагнитные, сейсмологические, гравиметрические, литологические и др.) будут модифицированы на случай АЗРФ. Отметим, что сами данные будут обрабатываться с использованием технологии кластерных распределенных вычислений, что позволит эффективно внедрять технологию Больших данных. Полученные результаты будут использованы для поддержки решения логистических задач в Арктической зоне Российской Федерации путем наработанного сотрудничества с Минтранс России. Планируемые к реализации задачи: 1. Анализ геолого-геофизических (в том числе данные ДЗЗ) и климатических параметров и характеристик, выделение из них оказывающих существенное влияние на безопасное и эффективное использование логистических путей в АЗРФ. 2. Разработка архитектуры системы накопления, хранения, обработки и анализа Больших данных (БоД) отобранных геолого-геофизических и климатических параметров и характеристик. 3. Сбор геолого-геофизических и климатических данных по отобранным параметрам и характеристикам. 4. Формирование и загрузка наборов данных (дата-сеты) в разработанную систему хранения, обработки и анализа БоД. 5. Создание интеллектуальной ГИС для анализа и представления пространственной информации из сформированных наборов геолого-геофизических и климатических данных. 6. Модификация, с учетом специфики АЗРФ, ранее разработанных и создание новых методов и алгоритмов системного анализа, направленных на интеллектуальную обработку и комплексный анализ геолого-геофизических и климатических данных АЗРФ. 7. Адаптация комплекса методов и алгоритмов для их использования в распределённых вычислениях. 8. Системный анализ влияния отобранных геолого-геофизических и климатических параметров и характеристик на транспортную инфраструктуру российской Арктики с использованием разработанной системы хранения, обработки и анализа БоД, базирующейся на распределённых вычислениях. 9. Разработка научно обоснованных критериев оценки опасностей и рисков использования имеющихся и проектируемых логистических путей в АЗРФ. 10. Интеграция в среду ГИС алгоритмов системного анализа для интеллектуальной обработки пространственных геолого-геофизических и климатических данных. 11. Оценка рисков и опасностей природных систем при использовании имеющихся и проектируемых логистических маршрутов в АЗРФ. 12. В рамках разработанной интеллектуальной ГИС построение интерактивной карты совокупности природных опасностей и рисков по отдельным параметрам и характеристикам, оказывающим влияние на логистическую инфраструктуру российской Арктики.
20. Начало проекта 01.01.2024
21. Завершение проекта 31.12.2026