1. | Наименование проекта | Моделирование работы инфраструктурных объектов водного транспорта на основе теории массового обслуживания |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | 124070100030-6 |
3. | Исполнитель | Институт динамики систем и теории управления им. В.М. Матросова СО РАН |
4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - наука |
5. | Заказчик | РНФ |
6. | Вид финансирования | грант |
7. | Вид НИОКТР | Фундаментальная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
9. | Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Технологии наноустройств и микросистемной техники |
11. | Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 | Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики |
13. | Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
14. | Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
15. | Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
16. | Общее тематическое направление | Транспортно-логистические системы и инфраструктура |
17. | Приоритетное арктическое направление (основное) | Арктическая инфраструктура |
18. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | Нет |
19. | Аннотация | Проект направлен на решение научной проблемы создания математического и программно-алгоритмического инструментария моделирования и сценарного анализа работы объектов и систем морской и речной инфраструктуры, при учете случайных факторов и влияния неопределенностей. В качестве объекта исследования выбраны грузовые порты, которые включают несколько терминалов для разного типа грузов, а также автомобильный и железнодорожный транспорт. Такие системы имеют большое экономическое значение, так как они являются ключевым звеном в торговле между различными странами и регионами. В настоящее время в рамках федерального проекта «Морские порты России» планируется увеличение пропускной способности различных по структуре и назначению портов Дальневосточного, Арктического, Балтийского, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов. В федеральном проекте выделены два этапа: первый – 2020-2024 гг., второй – 2025-2030 гг. Для первого этапа перечень мероприятий проработан достаточно подробно, однако состав мероприятий второго этапа и их детали требуют оценки и доработки под современные реалии. В частности, из-за изменений в геополитической обстановке и риска различных санкционных и прочих ограничений эффективно спрогнозировать структуру и объемы грузопотоков практически невозможно. В этой связи, требуется разработка новых методов математического моделирования работы портов, которые применимы к широкому спектру систем такого рода, учитывают неопределенности транспортных потоков и влияние случайных факторов в процессе их функционирования. Таким образом, рассматриваемая в проекте проблема является актуальной. Принципиальный подход, который предполагается использовать при проведении данного исследования, заключается в интегрированном применении методов системного анализа, новых математических моделей теории массового обслуживания, оригинальных численных методов и алгоритмов. В ходе выполнения проекта будет разработан общий подход к созданию и исследованию математических моделей работы грузовых портов, который включает методику моделирования рассматриваемых систем на основе специальных сетей массового обслуживания, математическую и имитационную модели универсального порта, а также алгоритм поиска оптимального маршрута судна в акватории порта. На этой основе планируется создание программной системы, позволяющей использовать полученные результаты неспециалисту в области теории массового обслуживания и оптимизации. Апробация предлагаемой программной системы будет проводиться на основе серии вычислительных экспериментов по решению модельных и прикладных задач. В первую очередь они будут связаны с развитием морской инфраструктуры Дальнего Востока, так как через него проходит транспортный коридор на один из самых перспективных и емких рынков мира – Азиатско-Тихоокеанский регион. |
20. | Начало проекта | 01.01.2024 |
21. | Завершение проекта | 31.12.2025 |