1. | Наименование проекта | Комплексная стабилизация земляного полотна эксплуатируемых линейных транспортных сооружений для их адаптации к изменяющимся геокриологическим условиям Арктической зоны |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | 124062400040-7 |
3. | Исполнитель | Сибирский государственный университет путей сообщения |
4. | Ведомственная принадлежность | Минтранс России |
5. | Заказчик | РНФ |
6. | Вид финансирования | грант |
7. | Вид НИОКТР | Поисковая НИР |
8. | Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Транспортные и космические системы |
9. | Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
11. | Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 | Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики |
13. | Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
14. | Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
15. | Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
16. | Общее тематическое направление | Рациональное природопользование, климат, экология |
17. | Приоритетное арктическое направление (основное) | Геокриология (мерзлотоведение), гляциология |
18. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | Арктическая инфраструктура |
19. | Аннотация | Около 65% территории Российской Федерации занимает криолитозона – зона распространения многолетнемерзлых пород. Практически вся территория Арктической зоны характеризуется сплошным или островным распространением многолетнемерзлых пород. Глобальные изменения климата и, отчасти, техногенные воздействия приводят к деградации многолетнемерзлых пород в Арктической зоне, и как следствие, к деформированию объектов капитального строительства, в том числе эксплуатируемых линейных транспортных сооружений. Одними из наиболее неблагоприятных геокриологических проявлений в этой зоне, которые влияют на работу сооружений, являются деформации морозного пучения в деятельном слое и просадки основания земляного полотна из-за деградации многолетнемерзлых грунтов основания. И масштаб деформирования земляного полотна – основы всех линейных транспортных сооружений, достаточно велик. Указанные деформации приводят к экономическим (восстановление деформированных объектов) и социальным потерям, из-за отсутствия альтернативных, удобных и быстрых путей доставки жизненно важных грузов. Угрожают экологической безопасности, а также безопасности жизни и здоровья населения. Поэтому проект направлен на решение научной проблемы адаптации объектов линейной транспортной инфраструктуры к изменениям климата и характеристик многолетнемерзлых пород в Арктической зоне Российской Федерации для предотвращения их дальнейших деформаций. Решение указанной проблемы актуально не только в нашей стране, но и во всех странах мира с похожими природно-климатическими условиями. Целью проекта является научное обоснование и создание методологии комплексной стабилизации грунтов эксплуатируемого в Арктической зоне земляного полотна, в том числе разработку новой технологии, способов (конструкций) и инъекционных составов (материалов) для предотвращения деформаций линейных транспортных сооружений. Внедрение создаваемой методологии позволит адаптировать эксплуатируемые линейные транспортные сооружения (объекты капитального строительства) к изменяющимся геокриологическим условиям Арктической зоны Российской Федерации. Масштаб и комплексность исследования характеризуют такие планируемые этапы, как: экспериментальные полевые исследования; количественная и качественная характеристика криогенных деформаций; разработка геотехнических моделей и компьютерное моделирование водно-теплового и напряженно-деформированного состояния; систематизация взаимосвязанных инъекционных способов стабилизации криогенных деформаций; разработка и применение комплексного подхода при работе с системой «геокриологические условия – проблема – решение»; разработка, подбор и модификация инъекционных составов (материалов) для стабилизации грунтов; создание и научное обоснование критериального подхода к выбору технологии, способов и инъекционных составов в рамках реализации методологии комплексной стабилизации эксплуатируемых линейных транспортных сооружений в изменяющихся геокриологических условиях Арктической зоны. Научная новизна исследований будет заключаться в:- установке связей и зависимостей между характеристиками криогенных деформаций и изменением климатических условий Арктической зоны; - разработке новых геотехнических моделей водно-теплового и напряженно-деформированного состояния системы «земляное полотно – основание» в изменяющихся геокриологических условиях на основе долгосрочного прогнозирования; - выполнении теоретического обоснования критериев применения предложенных моделей, расчетных схем, состава и параметров элементов моделей;- разработке, обосновании комплексного подхода при работе с системой «геокриологические условия – проблема – решение», включающего систематизацию способов стабилизации криогенных деформаций эксплуатируемого земляного полотна;- создании и обосновании критериального подхода к выбору технологии, способов и инъекционных составов. |
20. | Начало проекта | 01.04.2024 |
21. | Завершение проекта | 31.12.2026 |