Информация о проекте

1. Наименование проекта Комплексная стабилизация земляного полотна эксплуатируемых линейных транспортных сооружений для их адаптации к изменяющимся геокриологическим условиям Арктической зоны
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 124062400040-7
3. Исполнитель Сибирский государственный университет путей сообщения
4. Ведомственная принадлежность Минтранс России
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Поисковая НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление Рациональное природопользование, климат, экология
17. Приоритетное арктическое направление (основное) Геокриология (мерзлотоведение), гляциология
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное) Арктическая инфраструктура
19. Аннотация Около 65% территории Российской Федерации занимает криолитозона – зона распространения многолетнемерзлых пород. Практически вся территория Арктической зоны характеризуется сплошным или островным распространением многолетнемерзлых пород. Глобальные изменения климата и, отчасти, техногенные воздействия приводят к деградации многолетнемерзлых пород в Арктической зоне, и как следствие, к деформированию объектов капитального строительства, в том числе эксплуатируемых линейных транспортных сооружений. Одними из наиболее неблагоприятных геокриологических проявлений в этой зоне, которые влияют на работу сооружений, являются деформации морозного пучения в деятельном слое и просадки основания земляного полотна из-за деградации многолетнемерзлых грунтов основания. И масштаб деформирования земляного полотна – основы всех линейных транспортных сооружений, достаточно велик. Указанные деформации приводят к экономическим (восстановление деформированных объектов) и социальным потерям, из-за отсутствия альтернативных, удобных и быстрых путей доставки жизненно важных грузов. Угрожают экологической безопасности, а также безопасности жизни и здоровья населения. Поэтому проект направлен на решение научной проблемы адаптации объектов линейной транспортной инфраструктуры к изменениям климата и характеристик многолетнемерзлых пород в Арктической зоне Российской Федерации для предотвращения их дальнейших деформаций. Решение указанной проблемы актуально не только в нашей стране, но и во всех странах мира с похожими природно-климатическими условиями. Целью проекта является научное обоснование и создание методологии комплексной стабилизации грунтов эксплуатируемого в Арктической зоне земляного полотна, в том числе разработку новой технологии, способов (конструкций) и инъекционных составов (материалов) для предотвращения деформаций линейных транспортных сооружений. Внедрение создаваемой методологии позволит адаптировать эксплуатируемые линейные транспортные сооружения (объекты капитального строительства) к изменяющимся геокриологическим условиям Арктической зоны Российской Федерации. Масштаб и комплексность исследования характеризуют такие планируемые этапы, как: экспериментальные полевые исследования; количественная и качественная характеристика криогенных деформаций; разработка геотехнических моделей и компьютерное моделирование водно-теплового и напряженно-деформированного состояния; систематизация взаимосвязанных инъекционных способов стабилизации криогенных деформаций; разработка и применение комплексного подхода при работе с системой «геокриологические условия – проблема – решение»; разработка, подбор и модификация инъекционных составов (материалов) для стабилизации грунтов; создание и научное обоснование критериального подхода к выбору технологии, способов и инъекционных составов в рамках реализации методологии комплексной стабилизации эксплуатируемых линейных транспортных сооружений в изменяющихся геокриологических условиях Арктической зоны. Научная новизна исследований будет заключаться в:- установке связей и зависимостей между характеристиками криогенных деформаций и изменением климатических условий Арктической зоны; - разработке новых геотехнических моделей водно-теплового и напряженно-деформированного состояния системы «земляное полотно – основание» в изменяющихся геокриологических условиях на основе долгосрочного прогнозирования; - выполнении теоретического обоснования критериев применения предложенных моделей, расчетных схем, состава и параметров элементов моделей;- разработке, обосновании комплексного подхода при работе с системой «геокриологические условия – проблема – решение», включающего систематизацию способов стабилизации криогенных деформаций эксплуатируемого земляного полотна;- создании и обосновании критериального подхода к выбору технологии, способов и инъекционных составов.
20. Начало проекта 01.04.2024
21. Завершение проекта 31.12.2026