Информация о проекте

1. Наименование проекта Разработка новых композиционных материалов повышенной прочности на основе льда
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 124032600083-5
3. Исполнитель Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик Минобрнауки России
6. Вид финансирования ГЗ
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Рациональное природопользование
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения
17. Приоритетное арктическое направление (основное) Арктическая инфраструктура
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное) Новые материалы, возобновляемые и портативные источники энергии
19. Аннотация В виду отсутствия развитой транспортной инфраструктуры в Арктическом регионе, Сибири и на Дальнем Востоке, ледяной покров часто используется в качестве грузонесущих платформ, ледовых переправ и зимних аэродромов. Подобные сооружения устраивают в условиях достаточно суровой зимы с устойчивыми отрицательными температурами воздуха, при этом лед должен обладать высокой прочностью и грузоподъемностью. Если толщина ледяного покрова не достаточна для его безопасной эксплуатации, используют различные традиционные методы повышения его несущей способности (намораживание льда, усиление его деревянным колейным настилом и пр.). Практический опыт показывает, что физико-механические свойства ледяного покрова, усиленного данными методами, могут сильно зависеть от различных внешних и погодных факторов. Кроме того, лед не является прочным материалом и при отсутствии упругого основания (воды) способен разрушаться под собственным весом. Таким образом, несущая способность сплошного льда в основном определяется силами поддержания упругого основания. В связи с этим, перспективным направлением исследований является разработка новых технологий упрочнения относительно тонкого ледяного покрова толщиной до 0.4 м. Для этой цели могут быть использованы различные способы упрочнения как в виде внедрения в лед стержневых элементов с различными физико-механическими свойствами, так и использование плоских, пространственных и цилиндрических каркасов. Ледяной покров в этом случае будет рассматриваться как композитный материал повышенной прочности, который даже при предельных нагрузках, вызывающих трещинообразование, позволит сохранять несущую способность, благодаря обеспечению сплошности и соответственно более эффективному использованию сил поддержания воды при нагружении. В ходе реализации проекта будет выполнен экспериментально-теоретический анализ напряженно-деформированного состояния композиционных материалов разработанных на основе льда, усиленного армирующими каркасами и элементами с различными физико-механическими свойствами. На основе имеющихся авторских разработок предложена численная модель динамики разрушения композиционных образцов при различных скоростях нагружения и с учетом ледовых условий, в которых функционирует ледяное сооружение. С помощью критерия ледоразрушения выполнена оценка несущей способности армированного ледяного покрова. Проанализировано напряженно-деформированное состояние от момента зарождения трещин до их полного раскрытия и потери несущей способности льда, характер работы армирующих элементов. Для проверки работоспособности предложенного алгоритма выполнены серии модельных экспериментов по разрушению предложенных образцов на специальном нагружающем стенде и в опытовом ледовом бассейне.
20. Начало проекта 06.02.2024
21. Завершение проекта 31.12.2024