Информация о проекте

1. Наименование проекта Теоретические основы и прикладные инструменты для создания системы интеллектуального планирования работы флота и поддержки принятия решений в арктическом судоходстве
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 123112800014-7
3. Исполнитель Крыловский государственный научный центр
4. Ведомственная принадлежность Минпромторг России
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление Транспортно-логистические системы и инфраструктура
17. Приоритетное арктическое направление (основное) Арктическая инфраструктура
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное) Нет
19. Аннотация Происходящие сегодня в мире глобальные процессы увеличивают важность Арктики, которая в ближайшей перспективе может приобрести статус новой европейско-азиатской транспортной артерии, а также стать важнейшим для России регионом добычи полезных ископаемых. Развитие Арктики напрямую связано с развитием судоходства - единственного вида транспорта, способного обеспечить перевозку объемных промышленных грузов, а также гарантировать связность арктических территорий и их интеграцию в экономическое пространство евразийской России. В настоящее время отечественное арктическое судоходство переживает настоящий бум, обусловленный появлением ряда новых шельфовых проектов, строительством судов ледового плавания и активным обновлением ледокольного флота. Бурное развитие порождает целый пласт актуальных научно-технических проблем. Одной из научных проблем является интеллектуализация планирования работы арктического флота на оперативно-тактическом уровне, а также моделирование его развития на долгосрочном стратегическом горизонте. Современное судоходство немыслимо в условиях планирования работы всё возрастающего числа судов на основе экспертно-аналитических методов. Происходящая цифровизация и компьютеризация этой сферы требуют разработки специализированных и наукоемких решений. Действительно, грузопоток Северного морского пути, который в 2010 г. составлял порядка 8 млн.т., а в 2020 г. вырос до 33 млн. т., к 2030 г. должен достигнуть кажущихся сейчас запредельными 160 млн. т. Численность крупных транспортных судов ледового плавания должна будет увеличиться с текущих 50 единиц до приблизительно 200-250 судов. Поэтому задача интеллектуального планирования совместной работы судов и ледоколов становится одной из наиболее актуальных. Иллюстрацией практической значимости этого направления исследований является то, что, начиная с 2017-2019 гг., все крупнейшие операторы арктического флота стали создавать собственные ситуационные центры, предназначенные для мониторинга и планирования работы судов. Однако, работы по созданию таких центров производятся специалистами в ИТ-сфере и направлены, главным образом, на создание программной инфраструктуры в области мониторинга и управленческого учёта, при этом в проектах практически отсутствует исследовательская составляющая, направленная на решение описанной выше научной проблемы. По этой причине в России ощущается острая нехватка в прикладных научных исследованиях, ориентированных на создание новых интеллектуальных решений и средств информационной поддержки процессов планирования работы арктического судоходства. В рамках проекта предполагается создание комплекса новых моделей и решение ряда научных задач, относящихся к различным предметным областям и направленных на интеллектуализацию арктического судоходства, а именно: •применение методов комбинаторной оптимизации в задачах планирования работы арктического флота, •стохастическое пространственно-временное моделирование динамики изменения ледовых условий и его применение для увеличения пространственно-временного разрешения детерминистических климатических моделей, •создание моделей для прогнозирования параметров движения судов и караванов во льдах на основе аналитических подходов и методов искусственного интеллекта, •развитие методик прямого оптимизационного проектирования судов ледового плавания для обеспечения многовариантности и эффективности проектных решений, •создание новых методов одновременной оптимизации скорости хода и маршрута движения судна во льдах в условиях неопределённости ледовых параметров. Научная новизна проекта обусловлена объединением этих направлений для решения поставленной междисциплинарной научной проблемы. Теоретические и прикладные решения, которые будут получены в рамках предлагаемого проекта, очень востребованы на практике и далее могут быть реализованы в виде специализированных сервисов, интегрируемых в состав цифровых платформ интеллектуальной поддержки арктического судоходства.
20. Начало проекта 15.05.2023
21. Завершение проекта 31.12.2025