Информация о проекте

1. Наименование проекта Разработка стратегии устойчивого развития минерально-сырьевой базы Арктического региона в условиях энергоперехода и ESG-трансформаций
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 123100600235-5
3. Исполнитель Санкт-Петербургский государственный университет
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Рациональное природопользование
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление Энергоэффективность и энергосбережение
17. Приоритетное арктическое направление (основное) Новые материалы, возобновляемые и портативные источники энергии
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное) Нет
19. Аннотация Вопросы трансформации деятельности минерально-сырьевого комплекса в настоящий момент ввиду климатической повестки становятся крайне актуальными. Уже понятно, что традиционные подходы перестают работать и сталкиваются с препятствиями в виде институциональных и финансовых ограничений. По мере осуществления глобального энергетического перехода открываются новые сферы, меняются потребности в отдельных видах минерального сырья, расширяются возможности устойчивого роста и развития, и одновременно ужесточаются требования к финансированию проектов. Существующая стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года была сформулирована еще до пандемии COVID-19 и не учитывает те глобальные вызовы, которые спровоцировала пандемия. Также в настоящее время огромное и постоянно растущее влияние оказывает климатическая повестка и вопросы устойчивого развития, ESG-концепция. Особенная роль в освоении минерально-сырьевой базы Российской Федерации отводится Арктическому региону, который обладает значительными запасами полезных ископаемых и речь в данном случае идет не только о нефтегазовых ресурсах, но и о ценных металлах и минералах, представляющих стратегическую и даже критическую значимость для мировой экономики в целом и для экономики страны, в частности. Разведка и добыча ресурсов арктических территорий производится не одно десятилетие, при этом Россия приступила к изучению и эксплуатации заполярных недр одной из первых в мире. Последнее десятилетие для Арктической зоны Российской Федерации – время ключевых решений, реализации масштабных инфраструктурных и добывающих проектов, активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности. Сегодня освоение уникальной минерально-сырьевой базы и реализация экономического потенциала Арктической зоны рассматривается как важный инструмент эффективного роста национальной экономики. Несмотря на уникальность минерально-сырьевого потенциала Арктического региона, сегодня вопросы, связанные с реализацией возможностей его освоения приобретают все более дискуссионный характер. Развитие северных территорий сопряжено с высокими экологическими рисками, ввиду «хрупкости» экосистем. Промышленная эксплуатация, добыча и переработка минеральных ресурсов может нанести непоправимый урон окружающей среде, став угрозой не только для природоохранной составляющей, но и для здоровья населения в регионах присутствия. Современные стратегии освоения Арктической минерально-сырьевой базы должны стать гибкими и адаптивными к новым вызовам для обеспечения своевременного и эффективного ответа на них. В этой связи особенно актуальным представляется разработка такой стратегии освоения минерально-сырьевой базы Арктического региона, которая с одной стороны обеспечит соблюдение ключевых национальных интересов, а с другой обеспечит именно устойчивое освоение минерально-сырьевой базы региона в контексте глобального энергетического перехода и ESG-повестки. Это обуславливает научную новизну проекта, заключающуюся в следующем: 1. разработке концептуальных основ устойчивого освоения минерально-сырьевой базы Арктического региона в условиях энергоперехода и ESG-повестки, обеспечивающих гармоничное функционирование комплекса в новых условиях 2. разработке классификации и категоризации трендов и вызовов актуальных при освоении минерально-сырьевой базы Арктического региона для своевременного выявления их влияния и возможности преактивного управления для нивелирования их воздействия 3. создании модели сбалансированного освоения ресурсной базы Арктического региона на основе реструктуризации приоритетных направлений для обеспечения устойчивого развития с учетом специфических особенностей региона 4. разработке таксономии устойчивого финансирования проектов освоения минерально-сырьевой базы Арктического региона в рамках обеспечения гармоничного энергетического перехода 5. формировании элементов стратегии устойчивого развития минерально-сырьевой базы Арктического региона в условиях постпандемийных, климатических и геополитических вызовов.
20. Начало проекта 06.09.2023
21. Завершение проекта 30.06.2024