Информация о проекте

1. Наименование проекта Создание научных основ технологии получения депрессорно-диспергирующих присадок для производства зимних дизельных топлив
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 123012300045-9
3. Исполнитель Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - наука
5. Заказчик Минобрнауки России
6. Вид финансирования ГЗ
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Рациональное природопользование
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения
17. Приоритетное арктическое направление (основное) Новые материалы, возобновляемые и портативные источники энергии
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
19. Аннотация Топливные дистилляты, в частности газойль, дизельное топливо или бензин, получаемые в результате перегонки нефти, характеризуются различным содержанием парафинов в зависимости от происхождения сырой нефти. В условиях эксплуатации топлив при низких температурах происходит кристаллизация парафинов, что приводит к снижению текучести и фильтруемости топлив, и они становятся непригодными для использования в зимний сезон. Для предотвращения роста кристаллов н-парафинов в горючих топливах могут быть использованы соответствующие присадки депрессорного типа, улучшающие текучесть топлива. Наиболее распространенные депрессоры (полиметакрилаты, сополимеры винилацетата с этиленом и др.) снижают температуру застывания и предельную температуру фильтруемости дизельных топлив, расширяя температурный диапазон их использования. Особенно важна разработка жидких топлив с низкой температурой застывания для использования в технике, эксплуатируемой в регионах с полярным климатом (Арктика и Антарктика). С другой стороны, помимо снижения фильтруемости, кристаллизация парафинов приводит к расслоению топлив в условиях холодного хранения. Соединения, используемые в качестве диспергаторов парафинов, должны обладать поверхностной активностью в системе парафин-дизельное топливо. Согласно литературным данным, в качестве диспергаторов используются азотсодержащие органические производные – амиды карбоновых кислот, аммонийные соли неполных амидов, производные N-сукцинимида и др. Тем не менее, на сегодняшний день в литературе отсутствуют обоснованные механизмы действия диспергирующих и депрессорных присадок к топливам и маслам. Поэтому развитие научных основ дизайна высокоэффективных депрессорных и диспергирующих присадок к топливам является актуальным направлением, а поиск и оптимизация способов получения компонентов депрессорных и диспергирующих присадок к топливам и маслам остается актуальной задачей, при этом развитие данных областей будет способствовать поддержанию стабильности топливной и транспортной инфраструктуры страны в условиях зимнего периода. Разработка технологических решений в области получения присадок, предполагаемая в рамках проекта, является особенно востребованной в рамках стратегии импортозамещения, поскольку доля импортных многофункциональных присадок к топливам на рынке в Российской Федерации составляет около 95%. Таким образом, реализация проекта может придать импульс для создания и развития высокотехнологичного производства указанных продуктов на территории Российской Федерации.
20. Начало проекта 01.01.2022
21. Завершение проекта 31.12.2022