Информация о проекте

1. Наименование проекта «Земля храбрых»: Преодоление неопределенности при взаимодействии с физической и социальной средой в российской Арктике
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 122090200003-9
3. Исполнитель Европейский университет в Санкт-Петербурге
4. Ведомственная принадлежность АНО
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Рациональное природопользование
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление Гуманитарные и социальные науки
17. Приоритетное арктическое направление (основное) Адаптация экономики и населения к условиям Арктики
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
19. Аннотация Риски, связанные с различного рода природными и социальными изменениями в Арктике, их оценка и пути их минимизации для населения Арктического региона являются давней и популярной темой исследований в североведении. Большинство таких исследований оперирует понятием «риск» как объективным и доступным измерению исходя из вероятности наступления неблагоприятных последствий и ущерба, который эти последствия способны причинить. Однако, как давно установлено в социальных науках, риски, с которыми на самом деле сталкиваются и на которые реагируют люди, являются не объективными, а социально сконструированными в том смысле, что они воспринимаются людьми сквозь призму социальных отношений и коллективного опыта, а также в контексте других факторов, так или иначе влияющих на жизнь местных сообществ. Понимание того, как объективные риски становятся социальными конструктами, влияющими на жизнь местных сообществ – или, проще говоря, понимание того, как люди воспринимают риски – является крайне важным как с теоретической, так и с практической точки зрения. Проблемы, с которыми сталкивается в настоящие время пропаганда глобальных угроз, связанных с климатическими изменениями, или кампания вакцинации от Ковид-19, являются ярким примером последствий субъективного восприятия неопределенностей. Тем не менее теоретические и методологические основы для достижения такого понимания до сих пор не выработаны. Научная новизна данного проекта состоит в смещении фокуса исследования с понятия риска, которое становится плохо определяемым, когда речь идет о восприятии, на понятие неопределенности. Мы предполагаем, что члены сообществ воспринимают риски прежде всего как увеличение неопределенности и изменение ее характера. Это значит, что для понимания восприятия и реакции на риски следует обратить внимание на существующие в обществе механизмы преодоления неопределенности и приспособления к ней. Действительно, фактор неопределенности постоянно сопутствует жизни людей в Арктике. Эта неопределенность может быть как природного, так и социального свойства; при этом сокращение природных (физических) источников неопределенности неизбежно ведет к росту социальной неопределенности (Норт 2010: 31), и наоборот: рост природной неопределенности снижает неопределенность социальную (Пилясов 2021). Жители АЗРФ знают по опыту, что неопределённость нельзя оценить или исключить, но можно быть к ней постоянно готовыми, планировать свое поведение как на коротких, так и на средних отрезках жизненной траектории с учетом неопределенности. Чем выше неопределенность, тем больше оказываются задействованы социальные механизмы ее преодоления, а также зачастую и иррациональные интерпретации происходящих событий. Исходя из такого теоретического выбора, наш проект ставит своей целью исследование роли неопределенности в различных аспектах жизни населения нескольких районов АЗРФ. Основные вопросы, которые мы собираемся разрешить в ходе выполнения проекта: какова роль природной и социальной неопределенности в тех или иных жизненных ситуациях постоянного населения Арктики? Каковы стратегии действий населения в условиях неопределенности, в том числе – дискурсивные стратегии, позволяющие объяснить растущую неопределенность? Какова роль различных социальных акторов (органов государственной власти, промышленных предприятий, местных организаций, городских и поселковых сообществ) в преодолении негативных последствий природных и социальных неопределенностей? Как в решении ситуаций, связанных с неопределенностью, задействованы социальные связи и сети? Для ответа на эти вопросы мы исследуем конкретные примеры влияния на жизнь населения российской Арктики – таких увеличивающих воспринимаемую неопределенность факторов, как эпидемия КОВИД, экономические и социальные проблемы северных городов, климатические изменения, инфраструктурные дефициты, лесные пожары. Исследования планируется проводить полевым методом в следующих регионах АЗРФ: НАО (пос. Шойна), ЯНАО (г. Салехард, поселки и тундровые районы), Коми (г. Воркута), Таймыр (пос. Сындасско и Попигай), Магаданская область (Колымская трасса), Якутия (пос. Черский и бассейн р. Индигирки) и Чукотка (поселки по р. Анадырь).
20. Начало проекта 18.05.2022
21. Завершение проекта 31.12.2024