Информация о проекте

1. Наименование проекта Вопросы и проблемы формирования интермодального транспортно-логистического центра в Баренцрегионе
2. Регистрационный номер ЦИТИС: 122053100056-1
3. Исполнитель Мурманский государственный технический университет
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик Минобрнауки России
6. Вид финансирования инициативная
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии информационных, управляющих, навигационных систем
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 Повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление Транспортно-логистические системы и инфраструктура
17. Приоритетное арктическое направление (основное) Арктическая инфраструктура
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
19. Аннотация Баренцрегион приобретает в настоящее время все большее значение как с экономической, так и с геостратегической точек зрения. Значительный промышленный потенциал арктического региона как источника минерально-сырьевых, в первую очередь энергетических ресурсов, требует новых подходов к планированию и созданию инфраструктуры, в том числе эффективной транспортной системы. Всем экспортно- ориентированным отраслям необходима устойчивая транспортная сеть как внутри региона, так и с выходом на международные рынки. С другой стороны в значительной степени повышенный интерес к Баренцеву региону связан с открывающимися логистическими (транспортными) возможностями региона как мирового перекрестка путей: юг-север, запад-восток. Это привело к новым требованиям к эффективным логистическим решениям для перемещения товаров и ресурсов в регион, из региона и через регион. В последние годы был предпринят ряд различных национальных инициатив, в том числе направленных на интеграцию международных глобальных транспортных маршрутов, направленных не только на экспорт сырья из богатого ресурсами Арктического региона, но и на формирование новых транспортных маршрутов, в том числе в сотрудничестве с перспективным СМП. Так, в частности, важным элементом российской транспортной стратегии является формирование международных транспортных узлов в России. Проект "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" включает строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры на берегу Кольского залива, в том числе создание круглогодичного глубоководного хаба – центра по переработке контейнерных, нефтяных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор "Север–Юг", а также развитие железнодорожной и дорожной инфраструктуры. Мурманск (в будущем Мурманский узел) соединен железной дорогой (Российские железные дороги) с Санкт-Петербургом и Балтийским морем соответственно. Железнодорожная инфраструктура в настоящее время имеет недостаточную пропускную способность, что создает значительные риски для развития Мурманского узла и транспортной безопасности российской части Баренцева региона. В то же время наблюдается масштабное развитие инфраструктуры и логистических возможностей незамерзающего порта Киркенес. С этой целью в Киркенесе создан интермодальный транспортно-логистический центр, призванный интегрировать Евроарктический транспортный коридор в глобальные транспортные маршруты. Наряду с этим ЕС, Финляндия и Норвегия также планируют создать "Арктический коридор" - кратчайший путь между Европой и Азией (http://arcticcorridor.fi /). В рамках проекта планируется создание транснациональной железной дороги, проходящей от Балтийского моря через территорию Финляндии, Норвегии в направлении Киркенеса и выхода на Северный морской путь (СМП). В контексте развития различных логистических инициатив планируемый проект направлен на формирование системного представления о потенциальных проблемах и их решениях для развития и функционирования Мурманского транспортного узла, как исходной точки Большого северного морского пути и транспортно-логистических хаба национального и международного масштаба. В рамках проекта будет впервые будет разработана и научно обоснована экономически эффективная, безопасная и экологичная система морского транспорта и логистики, а также интермодальные транспортные соединения между морем и сушей для Баренцева региона.
20. Начало проекта 01.01.2022
21. Завершение проекта 31.12.2024