Информация о проекте

1. Наименование проекта Разработка научно-обоснованных подходов и аппаратно-программных средств мониторинга поврежденности конструкционных материалов на основе подходов искусственного интеллекта для обеспечения безопасной эксплуатации технических объектов в Арктических условиях
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А20-120112590051-3
3. Исполнитель Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик РНФ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление
17. Приоритетное арктическое направление (основное)
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
19. Аннотация При проектировании, последующем строительстве и эксплуатации конструкций часто возникает задача оперативного получения физико-механических и прочностных характеристик материала без нарушения целостности конструкции. Проблему безопасной эксплуатации конструкций нельзя рассматривать в отрыве от вопросов экологии, продления ресурса. :Известно, что аварию легче предупредить, чем устранять ее последствия, тем более для сложных условий эксплуатации и ограниченных человеческих ресурсов. Данный проект позволяет оценивать работоспособность и структурную устойчивость материала на этапе до разрушения. При низких температурах меняются механизмы деформации металлов, что в подавляющем большинстве случаев приводит к хрупкому разрушению конструкции. Для предупреждения данного явления на этапе выбора материала для изготовления конструкции, а также в процессе её эксплуатации необходимо учитывать температуру вязко-хрупкого перехода, которая зависит от многих факторов. Отсюда возникает необходимость разработки методик выявления температуры вязко-хрупкого перехода, как на этапе выбора материала, так и исследование ее динамики в процессе эксплуатации. В настоящее время для выявления температуры вязко-хрупкого перехода проводятся трудоемкие испытания на ударный изгиб с последующим анализом изломов образцов. Оперативного метода определения температуры вязко-хрупкого перехода непосредственно на конструкции в настоящее время не разработано. Для повышения информативности электронно-микроскопических и фрактографических исследований стоит задача разработки современных методик количественного анализа изломов и микроструктур материалов с использованием нейронной сети распознавания и классификации. По результатам теоретических и экспериментальных работ будет разработан и изготовлен измерительно-вычислительный комплекс контроля накопленной поврежденности и физико-механических характеристик материала на основе подходов искусственного интеллекта с возможностью контроля состояния материала конструкции в реальном масштабе времени. Таким образом, решение следующих задач: - разработка требований, методик и на их основе алгоритма выбора материала для работы в арктических условиях; - разработка методики количественной оценки степени структурной деградации материала на основе обработки изображений микроструктур с использованием искусственной нейронной сети; - разработка методики определения температуры вязко-хрупкого перехода материала конструкции; - проведение исследований общих закономерностей поведения материала при различных температурных, статических и динамических воздействиях и на их основе разработка базы данных параметров структурной устойчивости материалов для обучения искусственной нейронной сети прогнозирования текущего состояния и остаточного ресурса элемента конструкции; - разработка аппаратно-программных средств оперативного контроля материала элемента конструкции с возможностью интеллектуальной диагностики и обработки больших объемов диагностических данных с удобным визуальным представлением распределением поврежденности в материале конструкции (газотранспортная система, железнодорожный транспорт) является необходимым звеном в решении актуальной задачи - обеспечения безопасной эксплуатации технических объектов в условиях крайнего севера и низких температур.
20. Начало проекта 14.05.2019
21. Завершение проекта 30.12.2021