Информация о проекте

1. Наименование проекта Исследование явлений ветрового нагружения невращающихся лопастей несущего винта вертолета, с целью обеспечения их безопасной эксплуатации в условиях ветрового воздействия Арктической зоны
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А20-120111690072-0
3. Исполнитель Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик РФФИ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление Транспортно-логистические системы и инфраструктура
17. Приоритетное арктическое направление (основное)
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
19. Аннотация Данный проект посвящён исследованию явлений ветрового нагружения невращающихся лопастей несущего винта вертолёта, с целью обеспечения их безопасной эксплуатации в условиях ветрового воздействия Арктической зоны. Изучению воздействия ветра на наземные сооружения уже давно уделяется большое внимание, т.к. ветер - это одно из наиболее опасных метеорологических явлений для ряда отраслей экономики и техники. До недавнего времени большая часть вертолетного парка эксплуатировалась в климатических зонах с умеренными ветрами, и возникающие случаи повреждения лопастей несущего винта из-за воздействия ветра небыли заметными на фоне общей статистики эксплуатирующихся вертолетов. Однако с началом их массовой эксплуатации в местах с сильным ветром, в т.ч. Арктической зоне, зоне с тяжелейшими природными условиями, такие повреждения стали возникать чаще. При этом эксплуатант несёт значительные финансовые потери, связанные с преждевременным списанием повреждённых лопастей из эксплуатации, а также вынужденного простоя вертолётов до момента покупки и установки нового комплекта лопастей. Формально, необходимость защиты лопастей от воздействия ветра на стоянке, обозначена в действующих авиационных правилах. Как показывает опыт эксплуатации вертолетов, в настоящее время задача защиты лопастей несущего винта от повреждений, связанных с воздействием ветра на стоянке остается нерешенной. Эти обстоятельства вызывают необходимость в проведении фундаментальных исследований направленных на выяснение физической картины ветрового нагружения лопасти - поиск и исследование основных факторов, влияющих на характеристики статической и усталостной прочности лопастей, их динамическую и статическую устойчивость. На текущий момент, авторами проекта уже исследован ряд фундаментальных вопросов ветрового нагружения лопастей, в ходе проекта будут решены вопросы обеспечения их динамической устойчивости и усталостной прочности (ресурса). А также создан обоснованный метод их проектирования, обеспечивающий требуемую безопасность эксплуатации. Исследования проводимые авторами проекта позволят широко использовать отечественные вертолеты в развитии Арктической зоны Российской Федерацией, а также на оффшорных работах (нефтегазодобывающих платформах на ряде шельфов российских морей).
20. Начало проекта 01.09.2020
21. Завершение проекта 01.09.2022