Информация о проекте

1. Наименование проекта Проблема создания магнитного компаса для работы в высоких широтах
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А20-120102790012-3
3. Исполнитель АО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор"
4. Ведомственная принадлежность Коммерческое
5. Заказчик РФФИ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии информационных, управляющих, навигационных систем
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения
17. Приоритетное арктическое направление (основное)
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
19. Аннотация Развитие судоходства по Северному Морскому пути, освоение северных шельфовых запасов нефти и газа предъявляют повышенные требования к безопасности плавания судов в этих районах при решении ими основных и специальных задач. Принцип работы магнитного компаса (МК) хорошо известен и основан на свойстве свободно установленной магнитной стрелки ориентироваться по направлению горизонтальной составляющей вектора напряженности магнитного поля Земли. В судовых компасах вместо магнитной стрелки производится разворот магниточувствительного элемента вместе с картушкой, имеющей шкалу для отсчёта. Таким образом, положение магниточувствительного элемента компаса, относительно корпуса судна определяет магнитный курс судна. Известно, что МК относится к числу приборов, устанавливаемых на борту каждого судна в соответствии с требованиями международной конвенции СОЛАС 74 [1]. МК подразделяются на главные и путевые. В соответствии с требованиями, предъявляемыми Российским морским регистром судоходства к главным компасам судов [2] и "Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта", они должны состоять из нактоуза с котелком. При этом, внутри котелка главного МК в жидкости установлена картушка с магниточувствительным элементом. МК должен иметь дистанционную оптическую передачу магнитного курса от картушки на индикатор, установленный перед рулевым, а также может иметь выносной дистанционный индикатор, на котором должен отражаться истинный курс судна, рассчитанный на основе магнитного курса путём внесения поправок. Нактоуз с котелком должен устанавливаться на верхнем мостике судна, оптический индикатор курса и выносной цифровой индикатор должны располагаться в рулевой рубке, непосредственно перед рулевым. Картушка МК должна вырабатывать магнитный курс судна при отключённом питании, а индикаторы и иные приборы могут использовать резервное питание в случае отключения основной энергосети судна. На рынке представлено большое количество моделей как главных, так и путевых МК, однако большинство из них предназначено для работы в условиях широт до 70 градусов. Это объясняется уменьшением горизонтальной составляющей магнитного поля Земли по мере приближения к магнитным полюсам и как следствие направляющего момента магнитной системы компаса. Кроме того, в высоких широтах возрастает, по сравнению с умеренными широтами, погрешность МК от влияния качки. Отметим и то, что динамические характеристики МК при его работе в условиях низких температур изменяются в связи с изменением температуры и плотности жидкости, в которой находится картушка. Учитывая то, что требования к динамическим характеристикам компасов ни в одном регламентирующем документе не заданы и мировые производители не нормируют и не контролируют эти характеристики, выпускаемые МК могут сильно изменить свои свойства при работе в указанных условиях. Активизация Российского присутствия в арктической зоне сделала актуальной задачу создания отечественного всеширотного главного МК, работающего в условиях широт выше 70 градусов в широком диапазоне температур. Учитывая ежегодную тенденцию к оттаиванию трассы Северного Морского пути, такой МК должен работать в условиях качки судна. Решение этой задачи связано с исследованием комплекса вопросов как теоретического, так и практического характера. 1. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года СОЛАС-74. С изменениями на 01.01.2016. docs.cntd.ru/document/901765675 2. Правила по оборудованию морских судов. Часть V. Навигационное оборудование. Российский морской регистр судоходства С-Пб. 2016
20. Начало проекта 01.01.2020
21. Завершение проекта 31.12.2022