Информация о проекте

1. Наименование проекта Исследование закономерностей влияния технологических параметров и состава сырья в процессах получения низкозастывающих дизельных топлив переработкой на цеолитах и смешением с депрессорными присадками
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А20-120081790008-4
3. Исполнитель Национальный исследовательский Томский политехнический университет
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик РФФИ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Рациональное природопользование
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения
17. Приоритетное арктическое направление (основное)
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
19. Аннотация Дизельное топливо является основным видом топлива, используемым в северных и арктических регионах, при этом дизельное топливо склонно к потере текучести при пониженных температурах. В северных и арктических регионах принципиальна важна возможность производства топлива по месту, на малотоннажных, автономных установках, поскольку доставка в отдаленные районы кратно увеличивает стоимость топлива. Одним из решений этой проблемы является использование депрессорных присадок. Основным недостатком данного метода является существенное влияние состава топлива на эффективность действия депрессорных присадок, что в некоторых случаях делает присадку абсолютно неэффективной. Перспективным является использование цеолитов в качестве катализаторов для улучшения низкотемпературных свойств дизельных топлив, что позволяет реализовать процесс без использования водородсодержащего газа в малотоннажном, автономном исполнении. В рамках проекта будут выявлены закономерности влияния фракционного и углеводородного состава дизельного топлива на эффективность действия депрессорных присадок, будет реализована переработка дизельных топлив различного состава на цеолитном катализаторе, выявлены закономерности влияния технологических параметров переработки на цеолитах на выход, характеристики и состав получаемых продуктов. Выявленные закономерности позволят выбирать наиболее целесообразный метод и оптимальные параметры получения низкозастывающего топлива на основе сырья различного состава.
20. Начало проекта 12.08.2020
21. Завершение проекта 01.09.2022