1. | Наименование проекта | Исследование закономерностей влияния технологических параметров и состава сырья в процессах получения низкозастывающих дизельных топлив переработкой на цеолитах и смешением с депрессорными присадками |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | АААА-А20-120081790008-4 |
3. | Исполнитель | Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - образование |
5. | Заказчик | РФФИ |
6. | Вид финансирования | грант |
7. | Вид НИОКТР | Фундаментальная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Рациональное природопользование |
9. | Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе |
11. | Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 | |
13. | Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
14. | Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
15. | Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
16. | Общее тематическое направление | Перспективные виды материалов, специальной техники и техники особого назначения |
17. | Приоритетное арктическое направление (основное) | |
18. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
19. | Аннотация | Дизельное топливо является основным видом топлива, используемым в северных и арктических регионах, при этом дизельное топливо склонно к потере текучести при пониженных температурах. В северных и арктических регионах принципиальна важна возможность производства топлива по месту, на малотоннажных, автономных установках, поскольку доставка в отдаленные районы кратно увеличивает стоимость топлива. Одним из решений этой проблемы является использование депрессорных присадок. Основным недостатком данного метода является существенное влияние состава топлива на эффективность действия депрессорных присадок, что в некоторых случаях делает присадку абсолютно неэффективной. Перспективным является использование цеолитов в качестве катализаторов для улучшения низкотемпературных свойств дизельных топлив, что позволяет реализовать процесс без использования водородсодержащего газа в малотоннажном, автономном исполнении. В рамках проекта будут выявлены закономерности влияния фракционного и углеводородного состава дизельного топлива на эффективность действия депрессорных присадок, будет реализована переработка дизельных топлив различного состава на цеолитном катализаторе, выявлены закономерности влияния технологических параметров переработки на цеолитах на выход, характеристики и состав получаемых продуктов. Выявленные закономерности позволят выбирать наиболее целесообразный метод и оптимальные параметры получения низкозастывающего топлива на основе сырья различного состава. |
20. | Начало проекта | 12.08.2020 |
21. | Завершение проекта | 01.09.2022 |