Информация о проекте

1. Наименование проекта Влияние движущейся с малой скоростью системы распределённых давлений на разрушение ледяного покрова
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А20-120050490004-5
3. Исполнитель Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик РФФИ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Транспортные и космические системы
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление Рациональное природопользование, климат, экология
17. Приоритетное арктическое направление (основное)
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
19. Аннотация Разрушение льда техническими средствами, создающими область повышенного давления воздуха, имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами разрушения льда. При воздействии локальный усилий на лед при их перемещении возникают значительные силы трения, обуславливающие высокие энергозатраты. Главный эффект применения распределенных давлений (воздуха, воды) состоит в многократном уменьшении сил трения. Такие средства продления навигации могли бы решить достаточно широкий круг, стоящих перед нашей страной задач. За счёт своей низкой стоимости и высокой эффективности повысить конкурентоспособность северного морского пути, стать дешёвым средством продления навигации на сибирских реках и обеспечения «северного завоза», дёшево обеспечить круглогодичный режим работы замерзающих портов, значительно повысив их эффективность, очищать ото льда акватории судостроительных заводов, бороться с весенними заторами на реках, обеспечивать круглогодичное снабжение арктических баз. Однако, проектирование подобной техники сталкивается с рядом преград, из которых одной из наиболее значимых является отсутствие методик, которые бы могли лечь в основу теории проектирования таких средств. Теоретические и силовые характеристики, полученные в результате исследования взаимодействия системы распределённых давлений с ледяным покровом, должны лечь в основу создающейся методики проектирования технических средств, разрушающих ледяной покров при помощи создания области повышенного давления воздуха.
20. Начало проекта 10.02.2020
21. Завершение проекта 15.03.2022