Информация о проекте

1. Наименование проекта Исследование влияния различных конфигураций аэродинамических демпферов на устойчивость и надежность большепролетных мостовых конструкций
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А20-120032390039-4
3. Исполнитель Национальный исследовательский московский государственный строительный университет
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик Минобрнауки России
6. Вид финансирования ГЗ
7. Вид НИОКТР Прикладная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Безопасность и противодействие терроризму
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление
17. Приоритетное арктическое направление (основное)
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
19. Аннотация Взаимодействие гибких строительных конструкций с природными воздействиями кинетического характера, в том числе ветровыми, является одной из наиболее нераскрытых и сложных как с научной, так и с практической точки зрения проблем в современной строительной индустрии. Наиболее распространенным типом гибких строительных конструкций являются большепролетные мосты, от обеспечения надежности и долговечности которых напрямую зависит связность территории Российской Федерации, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании территорий Арктики. Основным аспектом взаимодействия гибких строительных конструкций с ветровым потоком является возможность возникновения явлений аэродинамической неустойчивости (вихревой резонанс, галопирование, флаттер и др.). Опасность данных явлений подтверждается многочисленными случаями потери устойчивости мостовых конструкций и даже их разрушения вследствие воздействия ветрового потока. Непосредственно оценке возможности возникновения этих явлений посвящено множество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. Как правило такая оценка выполняется на основании результатов экспериментальных исследований аэродинамической устойчивости пролетных строений мостов в специализированных аэродинамических трубах архитектурно-строительного типа на отсечных динамически подобных моделях. Основной задачей исследователя при этом является именно констатация возникновения того или иного явления аэродинамической неустойчивости в расчетном диапазоне скоростей ветра и определение максимальной амплитуды колебаний пролетного строения. Следующей задачей, в случае необходимости, является разработка рекомендаций по снижению амплитуды колебаний, чем исследователи аэродинамики должны заниматься совместно с проектировщиками и конструкторами исследуемого моста. В настоящее время существует два основных способа повышения аэродинамической устойчивости мостовых конструкций – аэродинамическое демпфирование (установка обтекателей и дефлекторов) и установка искусственных источников рассеяния энергии колебаний (демпферов различных типов, амортизаторов, шок-трансмитеров и прочих механизмов). При этом необходимо отметить, что конструкции разного рода механических демпферов, требуют постоянного контроля (мониторинг состояния, ремонт, настройка и тд.) эксплуатационными службами, что существенно усложняет и удорожает саму эксплуатацию мостового перехода. В связи с этим оптимальным является аэродинамическое демпфирование конструкции, позволяющее при внесении минимальных изменений в ее форму добиться требуемого изменения в характере ее обтекания ветровым потоком и соответственно снижения амплитуды колебаний до допустимых значений. В современной отечественной и зарубежной научной литературе приведен опыт исследователей и проектировщиков по использованию различных типов дефлекторов и обтекателей на реально существующих объектах. В тоже время какие-то рекомендации по применению этих элементов для различных типов конструкций отсутствуют в технической литературе и нормативных документах, что усложняет и так трудоемкие и дорогостоящие исследования аэродинамической устойчивости мостовых конструкций многообразием вариантов.
20. Начало проекта 17.03.2020
21. Завершение проекта 31.12.2021