1. | Наименование проекта | Формирование единого правового пространства в Арктике в целях обеспечения охраны окружающей среды и устойчивого природопользования с учетом интересов Российской Федерации |
---|---|---|
2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | АААА-А20-120030290061-2 |
3. | Исполнитель | Институт государства и права РАН |
4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - наука |
5. | Заказчик | РФФИ |
6. | Вид финансирования | грант |
7. | Вид НИОКТР | Фундаментальная НИР |
8. | Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
9. | Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
10. | Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
11. | Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
12. | Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 | |
13. | Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
14. | Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
15. | Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
16. | Общее тематическое направление | |
17. | Приоритетное арктическое направление (основное) | |
18. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
19. | Аннотация | Уникальные природные и геополитические особенности Арктики, а также притязания к ней со стороны широкого круга государств, преследующих различные цели, свидетельствуют об острой необходимости создания эффективного механизма правового регулирования деятельности, осуществляемой или планируемой к осуществлению в Арктическом регионе. Сложность разработки такого механизма заключается в необходимости учета особенностей законодательства не только Арктических стран, но и других государств, зачастую расположенных на большом расстоянии к югу от полярного круга. В виду глобального значения Арктики, построение единого правового пространства в регионе в первую очередь должно быть направленно на сохранение уникальной природной среды и биоразнообразия Севера. Такой подход крайне выгоден и для Российской Федерации – страны, имеющей огромную Арктическую зону, от экологического состояния которой напрямую зависит благополучие населения, не только проживающего в условиях Севера, но и на всей территории государства. Кроме того, без обеспечения надлежащего уровня охраны арктической природы невозможно и эффективное устойчивое освоение богатейших ресурсов региона. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости создания специальной концепции и разработки на ее основе предложений по формированию в Арктическом регионе единого правового пространства, способствующего мирному освоению и использованию Арктики, охране ее природы и сохранению арктических богатств для будущих поколений. Приведенные факты говорят об актуальности исследования и его чрезвычайной важности, в том числе и для усиления позиции Российской Федерации в Арктическом регионе. Научная новизна работы обусловлена комплексным, междисциплинарным подходом к анализу и решению различных проблем и вопросов, связанных с созданием единого правового пространства в Арктике с учетом геополитических, географических и природных особенностей региона, необходимостью совершенствования и гармонизации законодательства арктических стран и иных государств, проявляющих интерес к освоению и использованию ресурсов Арктики, а также совершенствование международно-правового регулирования в данной сфере. Полученные результаты исследования могут дополнить доктрины экологического и международного права, а также использоваться при чтении лекций по названным дисциплинам, послужить основой для дальнейших исследований в данной области. Прикладная значимость результатов исследования состоит в том, что они будут способствовать формированию в Арктическом регионе единого правового пространства, призванного обеспечить добрососедские отношения в регионе, способствовать сохранению окружающей среды Арктики и рациональному использованию ее природных ресурсов и позволят усовершенствовать законодательство России об Арктической зоне. |
20. | Начало проекта | 21.02.2020 |
21. | Завершение проекта | 26.12.2020 |