| 1. | Наименование проекта | Исследование влияния свойств тонких поверхностных слоев на фрикционные свойства высокоэластичных материалов, разрабатываемых для северных регионов России |
|---|---|---|
| 2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | АААА-А19-119021190143-8 |
| 3. | Исполнитель | Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН |
| 4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - наука |
| 5. | Заказчик | РФФИ |
| 6. | Вид финансирования | грант |
| 7. | Вид НИОКТР | Фундаментальная НИР |
| 8. | Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Транспортные и космические системы |
| 9. | Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
| 10. | Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения |
| 11. | Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
| 12. | Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 | |
| 13. | Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
| 14. | Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
| 15. | Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
| 16. | Общее тематическое направление | |
| 17. | Приоритетное арктическое направление (основное) | |
| 18. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
| 19. | Аннотация | Проект направлен на теоретико-экспериментальное исследование новых морозостойких высокоэластичных материалов триботехнического назначения с высокими эксплуатационными характеристиками. Актуальность темы обусловлена необходимостью иметь современные высокоэластичные материалы, используемые в узлах трения машин и механизмов, предназначенных для работы в условиях низких отрицательных температур северных и Арктических регионов России. Для достижения поставленной цели будет использован комплексный подход к изучению высокоэластичных материалов, включающий подбор оптимального состава эластомеров под конкретные условия эксплуатации, определение их физико-механических и трибологических свойств, моделирование фрикционного взаимодействия, изучение структуры и механических свойств поверхностей и приповерхностных слоев исследуемых материалов, изменяющихся не только под воздействием климатических условий, но и в процессе трения и износа. Реализация данного подхода будет осуществляться коллективом, в состав которого будут входить специалисты в области создания новых материалов, механико-математического моделирования, экспериментаторы-трибологи и специалисты в области микроскопии. Новизна проекта заключается как в разработке новых композитных эластомеров, так и в создании методик их исследования. При выполнении проекта будет установлена связь состава и структуры исследуемых эластомеров, подвергаемых различным влияниям как природной, так и эксплуатационной среды (экспозиция резин в масле или нефти) с их трибологическими свойствами. Исследование фрикционного взаимодействия вязкоупругих тел, включающее развитие механико-математических моделей в сочетании с экспериментами, позволит изучить механизмы трения и изнашивания новых материалов эластомеров в узлах трения при различных температурах. Разработанные в проекте методики исследований, сочетающие в себе экспериментальные и теоретические подходы, позволят обосновать рекомендации по созданию и использованию новых эластомерных материалов, сочетающих высокий уровень морозостойкости и требуемые триботехнические характеристики. |
| 20. | Начало проекта | 01.01.2019 |
| 21. | Завершение проекта | 31.12.2021 |