Информация о проекте

1. Наименование проекта Система образования в регионах Крайнего Севера: текущее состояние, проблемы и перспективы развития и модернизации
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А19-119012590317-7
3. Исполнитель Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - образование
5. Заказчик РФФИ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление
17. Приоритетное арктическое направление (основное)
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
19. Аннотация Предлагаемый проект направлен на теоретическое обоснование и поиск практических возможностей развития и модернизации системы образования в регионах Крайнего Севера. По мнению авторов проекта, эта проблема важна для социально-экономического развития страны, поскольку Крайний Север в значительной степени обеспечивает экономическое благополучие страны, но при этом является зоной внедрения высокотехнологичной продукции и требует качественно новых управленческих решений. Без квалифицированной рабочей силы не только нельзя развивать данные территории, но и удержать их. Качественная система образования является одним из мощных факторов, препятствующих оттоку населения из регионов Крайнего Севера, стимулирующих рождаемость и повышение уровня жизни населения. Уровень развития образования является важным фактором, определяющим темпы социально-экономического развития страны. Развитие этой системы предусмотрено в Основах государственной политики РФ в Арктике и аналогичных документах, затрагивающих данную проблему. Тем не менее, эта задача не решена до сих пор как из-за практических сложностей (нехватка ресурсов, сложные условия жизни), так и из-за теоретической и методологической сложности данного вопроса. Комплексное исследование всех аспектов этой сложной в теоретическом плане темы будет включать в себя: рассмотрение особенности функционирования системы образования в условиях Крайнего Севера, анализ достоверности и корректности используемых в настоящее время статистических показателей, которые характеризуют функционирование системы образования в регионах Крайнего Севера, анализ статистических данных и результатов выборочных исследований, характеризующих развитие системы образования в регионах Крайнего Севера, изучение и систематизацию условий, факторов и причин (экономических, социальных и демографических), которые побуждают развивать систему образования, рассмотрение основных уровней образовательной системы в регионах Крайнего Севера, рассмотрение основных проблем (экономических, социальных и демографических), с которыми сталкивается система образования в регионах Крайнего Севера и которые препятствуют ее модернизации, оценку результативность действующей политики в сфере образования в регионах Крайнего Севера, разработку аргументированные предложения по развитию системы образования в данных регионах, обоснование конкретные меры, которые позволят модернизировать систему образования. Научное и методическое обеспечение решения задачи развития системы образования в регионах Крайнего Севера актуально в теоретическом плане и будет иметь большое практическое значение. Развитие системы образования будет способствовать формированию более качественного человеческого капитала, даст экономический (повышение заработной платы и покупательной способности, снижение безработицы), социальный (снижение социального и гендерного неравенства, повышение стартовых возможностей для детей из бедных семей и семей с большим числом детей) и демографический (снижение оттока населения из регионов Крайнего Севера) эффекты.
20. Начало проекта 14.01.2019
21. Завершение проекта 31.12.2021