Информация о проекте

1. Наименование проекта Разработка новых методов синтеза высокоточных систем навигации и управления для автономных грузовых подводных аппаратов, выполняющих транспортные и сервисные операции в заранее неизвестной обстановке
2. Регистрационный номер ЦИТИС: АААА-А19-119012490002-3
3. Исполнитель Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН
4. Ведомственная принадлежность Минобрнауки России - наука
5. Заказчик РФФИ
6. Вид финансирования грант
7. Вид НИОКТР Фундаментальная НИР
8. Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Информационно-телекоммуникационные системы
9. Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
10. Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Технологии информационных, управляющих, навигационных систем
11. Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 Нет данных
12. Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145
13. Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
14. Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
15. Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529
16. Общее тематическое направление
17. Приоритетное арктическое направление (основное)
18. Приоритетное арктическое направление (дополнительное)
19. Аннотация Основная фундаментальная задача исследований заключается в создании новых методов синтеза высокоточных систем навигации и управления для автономных грузовых подводных аппаратов (АГПА), функционирующих в условиях существенного изменения их параметров при выполнении транспортных или сервисных операций в заранее неопределенной и постоянно изменяющейся подводной обстановке с препятствиями. Для достижения указанной цели в проекте будут решаться следующие задачи. следующих подзадач: 1. Разработка новых методов синтеза высокоточных адаптивных и робастных систем управления движением АГПА-буксировщиков, обеспечивающих высокое качество (точность) их движения при существенном изменении параметров перемещаемого груза во время его транспортировки и выполнения подводных работ. 2. Разработка методов идентификации параметров АГПА, изменяющихся при перемещениях различных грузах, размещаемых внутри или снаружи аппаратов, а также методов автоматической подстройки параметров их адаптивных систем управления, сохраняющих высокую точность управления с использованием данных, поступающих от их бортовых датчиков. 3. Разработка методов построения навигационных систем АГПА на основе комплексирования данных, поступающих от их инерциальных датчиков, гидролокаторов и видеокамер, позволяющих оценивать пространственные положения и перемещения аппаратов, а также окружающую заранее неизвестную подводную обстановку. 4. Разработка методов эффективного взаимодействия АГПА с водолазами или АГПА-лидером (при групповом управлении), обеспечивая удобный и высокоскоростной обмен командами при выполнении сложных подводных операций и миссий. Решение указанных задач позволит создать новый ранее не существующий класс интеллектуальных подводных роботов-буксировщиков, способных обеспечивать выполнение широкого спектра транспортных операций (в том числе в составе группы), помощь водолазам или телеуправляемым аппаратам тяжелого класса во время сложных технологических операций по обслуживанию подводных сооружений и объектов, а также во время сборки крупногабаритных конструкций в сложной заранее неопределенной рабочей среде с препятствиями. Создание таких АГПА обеспечит более широкое внедрение эффективной подводной робототехники в различные сферы экономики. Особенно это важно при освоении шельфовой зоны Арктики.
20. Начало проекта 01.01.2019
21. Завершение проекта 31.12.2021