| 1. | Наименование проекта | Развитие принципов легирования коррозионностойких Fe-Cr-Ni сплавов и создание экономнолегированных азотосодержащих сталей для высоконагруженных изделий низкотемпературной техники |
|---|---|---|
| 2. | Регистрационный номер ЦИТИС: | АААА-А18-118071290049-8 |
| 3. | Исполнитель | Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН |
| 4. | Ведомственная принадлежность | Минобрнауки России - наука |
| 5. | Заказчик | ФАНО России |
| 6. | Вид финансирования | ГЗ |
| 7. | Вид НИОКТР | Фундаментальная НИР |
| 8. | Приоритетное направление (основное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Транспортные и космические системы |
| 9. | Приоритетное направление (дополнительное), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
| 10. | Критическая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения |
| 11. | Критическая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 | Нет данных |
| 12. | Приоритет Стратегии НТР России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 | |
| 13. | Приоритетное направление научно-технологического развития РФ, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
| 14. | Важнейшая наукоемкая технология (основная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
| 15. | Важнейшая наукоемкая технология (дополнительная), согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 года № 529 | |
| 16. | Общее тематическое направление | |
| 17. | Приоритетное арктическое направление (основное) | |
| 18. | Приоритетное арктическое направление (дополнительное) | |
| 19. | Аннотация | Проблемы освоения Арктического шельфа и северных регионов нефте-газодобычи связаны с решением задач по созданию экономнолегированных коррозионностойких сталей с повышенной прочностью и трещиностойкостью. Существенным недостатком применяющихся коррозионностойких сталей типа Х18Н10 (AISI 304, 316) являются относительно низкая статическая (σ0,2∼200 МПа) и циклическая прочность, затрудняющая их использование в качестве материала для высоконагруженных деталей и конструкций низкотемпературной техники. Одним из перспективных путей повышения прочности сталей для низкотемпературной службы является использование комбинированных методов упрочнения (твердорастворного, зернограничного, дислокационного и дисперсионного) азотосодержащих сталей. Комплексное легирование Cr-Ni сталей малыми добавками Мn, N, V, Сu, Nb позволяют создавать стали с повышенной прочностью и трещиностойкостью при низких температурах. Указанное легирование не требует специальной разработки промышленной технологии (выплавки, пластической деформации и механической обработки) заготовок и изделий. Применение данного подхода позволяет разрабатывать новые высокопрочные коррозионностойкие стали со структурой азотистого мартенсита, не содержащие δ-феррита, σ-фазы и зернограничных карбидов типа Me23C6, снижающих пластичность и трещиностойкость. |
| 20. | Начало проекта | 09.01.2018 |
| 21. | Завершение проекта | 31.12.2020 |